Барьеры креативности — это своеобразные препятствия, различные формы внешних и внутренних ограничений, которые люди создают друг другу и сами себе.
Возможно у вас возникало желание стать креативным и придумать, что-то классное, но начиная что-то придумывать вы заметили что с креативом проблемы. Вы пробовали развивать креатив, но у вас не вышло? Вы столкнулись со сложностями, ничего страшного. В этом посте разберемся в том, что может препятствовать креативности, а также о способах преодоления этих барьеров.
Барьеры креативности
Барьеры на пути к развитию творческого потенциала бывают внутренние (стереотипы и инерция мышления, низкая или чрезмерно завышенная самооценка, самокритика) и внешние (стрессы, критика со стороны, многозадачность, монотонная среда). Давайте подробнее остановимся на стереотипах и инерции мышления.
Часто, приступая к решению новой задачи, мы невольно пытаемся применить уже известные нам методики, пути или понятия. Наша заботливая память подсказывает варианты, ранее уже используемые нами.
Это говорят в нас стереотипы (заранее сформированные оценка чего-либо) и психологическая инерция (непроизвольное стремление человека действовать согласно накопленному опыту, решать проблемы традиционным путем).
Как их ослабить? Для этого нужно подмечать проявления инерции своего мышления. Например:
- подвергайте сомнению, что ваше решение — единственно правильное, то есть, преодолевайте инерцию единственного решения;
- пытайтесь меньше пользоваться терминами, а объясняйтесь простыми словами, преодолевая инерцию терминов и понятий;
- вспомните 5–7 самых популярных запретов, которые есть в вашей жизни и которые вы сами себе установили, и спросите себя: не нужно ли провести ревизию, не рамки ли это в вашей голове? Эти вопросы помогут преодолеть инерцию несуществующего запрета.
Что еще можно делать?
Есть короткий алгоритм работы со стереотипами с ярким названием «STOP». Рассмотрим его на примере приёма на работу в свою команду начинающего разработчика без опыта.
- осознать свой стереотип или установку, когда решаете в очередной раз пойти по проверенному пути. Например, осознать, что у вас есть стереотип: брать человека без опыта работы — абсурд, он не разберется и только потратит мое и командное время.
- проверить, всегда ли стереотип верный, всегда ли это стопроцентная правда? Например, бывали ли случаи в вашем или чужом опыте, что новичок отлично показывал себя в деле, и у него было даже больше мотивации, желания и энтузиазма разобраться во всех вопросах и найти способы решения задачи?
- найти альтернативы, то есть другие варианты реагирования или действий в привычной ситуации. Спросите себя, что вы можете поменять в своих действиях? Какие еще есть возможности и варианты? Какие ресурсы вы не используете?
- решить действовать иначе. Что вы можете сделать по-новому? Например, имеет ли смысл взять начинающего специалиста из хорошего университета с минимальным опытом, дать ему тестовое задание, а заодно прокачать свои управленческие навыки? Возможно, что стоит попробовать.
Надеюсь, что эти идеи помогут ослабить стереотипы и раскрыть ваш творческий потенциал. Главное, чтобы было желание, а результат не заставит себя долго ждать.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.